Последние статьи

Как правильно читать магические заговоры

Заговоры — одно из сильнейших магических действий, при условии его правильного использования. При помощи заговоров, можно излечить некоторые… Подробнее...

Злой домовой: что делать?

Говорят, что домовой обитает в каждом жилище, будь то квартира в многоэтажном доме или частное домовладение. Высшими Силами домовые закреплены за… Подробнее...

Как же сотворили Землю?

Споры между сторонниками теории креационизма и эволюционной теории не утихают и по сей день. Однако в отличие от теории эволюции, креационизм… Подробнее...


Пироги для Рождества

Для христиан Рождество Христово считается главным праздником в году, и во всех странах его олицетворением, наряду с поросенком и гусем, является рождественская выпечка – пироги, пряники и прочие пудинги. Готовить их начинают заранее: вот уже много веков подряд хозяйки разных стран и народов принимаются за тесто еще осенью. Почему же без аромата рождественских пирогов и пряников невозможно представить себе Настоящее Рождество?

rozhdestvo

По амбару помели, по сусекам поскребли…

Действительно, у любого христианина с Рождеством ассоциируется, прежде всего, пирог, хотя изначально, по библейской традиции, христианам было заповедано закалывать к празднеству свинью (в наказание за то, что одна из них слишком громко хрюкала в вертепе, мешая спать новорожденному Христу). Но подобную роскошь могли позволить себе только богачи: горожане среднего достатка на Рождество жарили гусей и каплунов, жители Приморья готовили крупную рыбу, а городская и сельская беднота, наемные работники, которых было большинство, прибегали к хитрости: стряпали на праздник пирог в форме свиньи. До сих пор в Скандинавии существует обычай «святочного вепря» - на Рождество шведы и датчане пекут каравай в форме кабана и едят его в течение всех рождественских каникул. А эстонцы лишь в последние семьдесят лет отказались от традиции ставить на стол «рождественского борова» - праздничный каравай, выпеченный в форме поросенка.

Отныне установлены постные дни…

Вот так все и шло – весело, с песнями: богатые ели на праздник свининку, бедняки – пирог в форме вепря. И продолжалось такое неравенство более пяти столетий. В IV веке церковь ввела официальное празднование Рождества Христова: установила обычай очищать душу и тело перед Рождеством. Так в христианском календаре появился новый сорокадневный «уставный» пост.

Теперь уже все мясные блюда оказались под запретом: и богатые, и бедные отводили душу на сочных «постных» пирогах с капустой, картошкой, фасолью, горохом, грибами, кашами и сухофруктами. Но вот что интересно – эта пища, овеянная мистическими ожиданиями рождественских чудес, добрым и веселым романтическим флером, со временем превратилось в настоящее обрядовое кушанье: зародилось поверье, что разнообразная выпечка на столе в Рождество – залог богатого урожая в грядущем году. И с тех пор во всех христианских странах румяные пироги, медовые пряники и маковые пышки являлись ритуальной пищей, залогом благополучия и процветания: за птицей удачи, принявшей вид рождественского пирога, в течение всех праздников охотились ряженые, с песнями и прибаутками обходящие зажиточные дома.

Мистические качества простого пирога

Давайте разберемся, какая крестная фея наделила рождественский пирог волшебной силой? Почему кусок теста, начиненный постной или сладкой начинкой, обрел магическую власть над людьми, празднующими день рождения сына Бога?

Прежде всего, мука, смолотая из зерен пшеницы, ячменя, гречихи и ржи (как и начинка из каши) уже сама по себе олицетворяла непрерывность жизни, являлась залогом семейного благополучия и, так же как и колос с зерном, олицетворяла преемственность поколений, любовь и дружбу между родными. Затем из муки делалось тесто: хозяйки замешивали его специально для рождественской трапезы, вкладывая в него самые светлые мечты и ожидания грядущего счастья. Затем вся семья включалась в процесс создания выпечки: каждый член семьи получал кусок теста и мог сделать из него что угодно. Даже самым маленьким детям выдавали куски теста и позволяли самим лепить пирожки для угощения родственников и «братьев и сестер во Христе»: кумовей, крестных, повивальных бабок, нянюшек и странствующих монахов.

И вот этот обычай обязательного подношения рождественских пирогов повивальным бабкам, которые первыми прикасались к новорожденному в этом мире и последними омывали и одевали человека, собирая усопшего в последний путь, свидетельствовал о мистической связи рождественского пирога с древним языческим культом умерших… Посылая малышей с угощением к бабкам, посредницам между миром людей и царством духов, хозяева тем самым приносили ритуальную жертву духам покойных предков.

В славянских семьях рождественскими пирогами назывались особые сорта выпечки: кныши, калитки, калачи и паляницы, в украинских деревнях на Рождество пекли «крачуны» (от слова «корочун», черт, олицетворяющий злые силы, дух зимы и смерти), а в Польше гостей потчуют пирогом продолговатой формы с говорящим названием «струха» (погибель). В Англии на Святки тот, кто встал раньше всех, на завтрак печет пирожки с яйцами – по одному для каждого члена семьи. Англичане твердо уверены: чей пирог разломится во время приготовления – тому не дожить до следующего Рождества.

Колядки на Рождество Христово

Как же так случилось, что пирог, испеченный на светлый праздник рождения Господня, оказался связан с языческим культом? Проще всего объяснить это на примере русского народа: одним из древних языческих праздников наших предков-русичей были Коляды, торжества, связанные с весенним циклом плодородия и смены времен года и поколений: смерть старого мира и зарождения новой жизни. Главным действующим лицом ритуального действа, устраивавшегося в честь этого праздника, был ряженый, принимавший облик козла – рогатого божества, отвечавшего за благополучие живущих и умерших, воспроизводство рода, накопление богатства и урожай…

В честь Коляд русичи устраивали игрища с песнями, танцами, гаданьями (колядования). И, опять-таки, пекли особые пироги - «колядники» или «колядки», которыми одаривали колядующих. Эти «колядки» (позже «калитки»), представляли собой небольшие печенюшки из пресного ржаного теста с различными начинками, намазками и «припеками», символизирующие урожай и обильное потомство.

Вот так языческое торжество и слилось позднее с пресветлыми Рождественскими праздниками, унаследовавшими среди многих языческих традиций и обрядов и традицию ритуальной выпечки. Повсеместно рождественские вечера скрашивают печенья и пряники, традиционно выпекаемые в форме фигурок домашних животных, чаще всего коров, бычков, овец и птиц – еще один привет языческому прошлому…

С другой стороны, давайте вспомним «рождественского вепря»: изображение кабана (поросенка) из печеного теста. Почему именно свинья удостоилась немилости христиан? Не потому ли, что одним из самых древних обычаев языческого культа был культ кабана, полномочного представителя бога Фро (древненемецкое Fro - Господин), бога мира и любви, посылавшего дождь и солнечный свет, плодородие и неурожай. Его кабан с золотою щетиною (gullin bursti) занимал в древнегерманской мифологии несколько разнообразных «должностей»: освещал мир, возил на себе бога Фро и передавал ему пожелания простых смертных. И в традиции рождественского пирога, выпекаемого в форме вепря, слились воедино сразу две языческие традиции: культ кабана и воплощение духа Земли, духа Хлеба. Потому что повсеместно этот пирог пекли из последнего снопа пшеницы, скошенной осенью в полях: в этот сноп, согласно верованиям язычников, вселялся дух хлеба, который следовало сберечь до будущего урожая!

Языческий боб и вифлеемская звезда

Непосредственную связь рождественской Хлебной свиньи и культа умерших предков доказывает обычай, который продолжают соблюдать до настоящего времени шведы: завернутый в свиную шкуру человек держит во рту клок сена, который топорщится, как кабанья щетина. Имитируя жертвоприношение, на него замахивается острым ножом старуха с вымазанным сажей лицом… К счастью, в остальных странах языческие обычаи под влиянием христианства приняли более «цивилизованную» форму: во Франции это боб (как символ земледелия – и все тот же дух хлеба), в Дании, Польше, Бельгии и Португалии серебряная звезда (или монета), запеченная в рождественский пирог, в Голландии – фигурки святых, выпеченные из пряничного теста…Уже в средние века в странах Европы, а потом и в Америке на Рождество начали выпекать особые пирожки продолговатой формы со сладкой начинкой, символизировавшие ясли, служившие колыбелью Христу, полные даров и угощения: конечно, это все те же языческие калитки – только «в профиль»!

Упакованные в берестяные, а позже – в жестяные коробки, сладкие рождественские пироги, медовые пряники, пресные колядки и коврижки с маком могли храниться очень долго: хозяева берегли их до особых случаев, приписывая целительные и магические свойства. До сих пор в Англии, Шотландии и Франции сельские жители часть рождественского пирога обязательно приберегают до начала весеннего сева – считается, что добавленный в корм скоту, он сможет уберечь животных от болезней. Ну а как же иначе? Ведь за время святок он впитал в себя массу энергии светлой радости, благости и ликования, разливающегося над христианским миром в период Рождества – и более древних, таинственных сил, энергий Земли, пробуждающейся Весны, подвластных древним языческим богам. И в какой бы традиции мы ни праздновали окончание года и переход к новой жизни, смерть старого и рождение нового мира, рождественский пирог на нашем столе всегда означает одно: мир дому сему!

Автор: Марина Огнева

Источник

 

 

 

ЦЕНТР МИРОСЛАВЫ БУШ

МОСКВА                                     ТЕЛ.: +7(925)0-700-700

 

ГЛАВНАЯ Статьи Общее Пироги для Рождества