ГЛАВНАЯМИРОСЛАВА БУШМАГАЗИНФОТО АУРЫШКОЛА МИРОСЛАВЫ БУШФОРУМВИДЕОКОНТАКТЫ

Центр Мирославы Буш

тел.: +7(925)0-700-700



Добро пожаловать, Гость

Значение церковных праздников
(1 чел.) (1) гость
  • Страница:
  • 1

ТЕМА: Значение церковных праздников

Значение церковных праздников 02/11/2012 00:43 #1

  • Ондарас
  • Сейчас на сайте
  • Администрация
  • Постов: 8484
  • Репутация: 53
Церковные праздники - являются центром богослужебной жизни Церкви, своей торжественностью они как бы предвосхищают здесь, на земле, будущее райское блаженство для праведников, а связываемые с этими праздниками воспоминания о Священной Истории нашего Спасения и о святых Божиих людях, явивших в себе образ святости и могших сказать <не я уже живу, но живет во мне Христос>, имеют исключительное назидательное значение для всех членов Церкви, - научают нас как правильно веровать и как должно любить Бога. Своими праздниками Церковь свидетельствует о Своем Единстве объединяя во едино прошлую историю нашего Спасения и настоящую нашу жизнь, Церковь Небесную, составленную из торжествующих святых, и Церковь земную, - из кающихся, спасающихся и достигающих святости. Вот как пишет о церковных праздниках великий сербский богослов преп. Иустин (Попович) (+1978):

<Вся жизнь Церкви - это беспрерывное служение Богу, поэтому каждый день в Церкви - это праздник, ибо каждый день есть Богослужение и воспоминание святых. Потому жизнь в Церкви есть беспрерывное Богослужение и жизнь "со всеми святыми" (Еф. ?, 18). Святые сегодняшнего дня нас передают завтрашним, завтрашние - святым следующего дня и т. д., круглый год без конца. Празднуя память святых, мы молитвенно и действительно переживаем их благодать и святые добродетели по мере нашей веры, ибо святые суть олицетворение и воплощение евангельских добродетелей, бессмертных догматов нашего спасения. Православное Богослужение есть живая жизнь Церкви, в которой участвует каждый член Церкви через переживание всего Богочеловеческого, всего апостольского и святоотеческого, словом - всего Православного. В этом переживании все Богочеловеческое прошлое Церкви присутствует как реальность наших дней. В Церкви все прошлое является настоящим и все настоящее - прошлым, и более того: существует только беспредельное настоящее. Все здесь бессмертно и свято, все Богочеловечески и апостольски соборно, все в Церкви Вселенское.

В самом деле, человеческое спасение состоит в соборной жизни "со всеми святыми" (Еф. 3,18) в Богочеловеческом теле Церкви. Эта жизнь непрерывна и проникает каждый наш день, ибо каждый день празднуется память одного или нескольких святых, которые трудятся в деле нашего спасения. Наше молитвенное общение с ними созидает нам спасение, поэтому необходимо празднование всех праздников, без исключения, праздников Господних Богородичных, Ангельских, Апостольских, праздников святых мучеников и всех остальных. Все дневные и ночные Богослужения созидают наше спасение, а во всем этом находится весь Богочеловек Господь Иисус Христос, Глава и Тело Церкви, со всеми святыми и непреходящими истинами и бесконечная Его жизнь со всеми Его вечностями.

Каждый святой догмат нашей Богочеловеческой веры имеет свой праздник: Боговоплощение - Рождество, Воскресение - Пасха, вера - праздники святых мучеников, - и все остальные святые добродетели - праздники всем остальным святым. Истины святых догматов переживаются каждым верующим в "Теле Христовом", Церкви. Каждая догматическая истина переживается как вечная жизнь и органическая часть Вечной Ипостаси Богочеловека: "Я есмь Истина и Жизнь" (Ин. 14. 6). Святые Богослужения являются переживаниями святых вечных догматических истин. Например, догмат о Богочеловечестве Господа Иисуса Христа переживается в Рождестве, Благовещении, Преображении, Воскресении и др. праздниках Господних. Эта вечная истина непрестанно и во всей полноте переживается и так становится нашей ежесекундной жизнью. "Наше же жительство - на небесах, откуда мы и ожидаем Спасителя, Господа нашего, Иисуса Христа" (Флп. 3,20; Кол. 3,3)> (Православная Церковь и экуменизм. Ч.1. гл. 8 ).

Поминовение святых в праздничные и непраздничные дни

В строгом смысле церковными праздниками называются те дни, по которым в церковном <Уставе> полагается особо торжественная служба, отличающаяся от типовой повседневной службы. Основные отличия праздников от непраздничных служб бывают по составу вечерни и утрени.

В остальные дни, праздниками не называемые, поминаемые в этот день святые, почитаются пением особых песнопений - тропарей восхваляющих святых, и чтением на утрене канона (особого, сложного по составу и поэтической форме песнопения), посвященного святому, а также поминовением святого на отпусте в конце богослужения.

Типы праздников

Разделение церковных праздников по их предмету. По предмету, в честь которого они установлены, праздники, разделяются на

а). Господни - посвященные Господу Иисусу Христу и воспоминанию свершения им нашего Спасения (Рожество, Богоявление, Пасха, Вознесение и др.), а также почитанию Честного Креста Господня (Воздвижение, знамение Креста и др.),

б) Богородичны - посвященные Пресвятой Богородице, Ее жизни (Рождество Пресв. Богородицы, Введение во Храм и др.), явившимся Ее чудотворным иконам (Владимирской, Иверской, Казанской и др.), и Ее чудесам (Покров Пресвятой Богородицы).

в). Святых - посвященные почитанию небесных ангельских сил бесплотных (Собор Архистратига Михаила и др.), святых праотец, пророков, апостолов и равноапостольных, мучеников, святителей, преподобных, праведников и др.

Гражданские праздники. Помимо этих церковных праздников Святая Церковь издревле праздновала и праздники гражданские, связанные с особыми событиями в жизни христианского государства и общества - это начало индикта 1 (14) сентября и новолетие - 1 (14) января, <обновление Царяграда> посвященное установлению Св. Равноапостольным Константином новой столицы Римской Империи - Нового Рима, Константинополя, ставшего центром Христианского Царства. Пока существовала в России христианская монархия Церковью праздновались дни царские, посвященные молитве за Царей и членов царствующего дома - восшествие на престол, помазание на царство, день рождения и тезоимениства. Теперь, когда, по грехам нашим, царство было от нас отнято, царские дни не празднуются, а новолетие, после введения большевиками нового календаря (вообще создавшего крупную путаницу в соотнесении дней гражданских и церковных), утратило свой общественный смысл.

Общецерковные и местные праздники. Одни праздники торжественно празднуются всею Православной Церковью или же целыми поместными церквами (так, праздник Покрова Пресвятой Богородицы особенно торжественно празднуется в Русской Церкви), другие составляют предмет особого празднования в отдельных местностях, епархиях и храмах. Местными праздниками являются, например, храмовые праздники - в честь тех святых, в память которых освящен храм или приделы во храме. Празднования храмовых святых бывают в таком случае более торжественными, чем в остальных местах и имеют свои особенности. Так, например, в храмах <Воскресения Словущего>, посвященных празднику Обновления Храма Воcкресения Господня в Иерусалиме Св. Равноап. Константином в 335 г., на этот праздник (13 сентября) по обычаю совершается Пасхальная Служба.

Подвижные и неподвижные праздники. По времени празднования праздники разделяются на неподвижные и подвижные. Неподвижные праздники приходятся ежегодно в одни и те же числа месяцев, но в разные дни седмицы, а подвижные, хотя и приходятся в одни и те же дни седмицы, но переходят на разные числа месяцев. Подвижные праздники, в отношении времени празднования, находятся в зависимости от праздника Пасхи, который ежегодно переходит от одного числа на другое между 22-м марта и 25-м апреля.

Степени церковных праздников


По важности воспоминаемых событий и лиц и по торжественности Богослужения праздники разделяются на великие, средние и малые.

Великие праздники


В богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в красном круге.

а). Наивысший разряд этих праздников составляет <праздников праздник> Святая Пасха, - имеющая исключительную по торжественности службу, которая на утрене состоит почти исключительно из пения знаменитого Пасхального Канона Св. Иоанна Дамаскина.

б). За Святой Пасхой в особой торжественности следуют 12 великих праздников Господних и Богородичных, называемых двунадесятыми:

Рождество Богородицы - 8-е сентября,
Введение во храм - 21-е ноября,
Благовещение - 25-е марта,
Рождество Христово - 25-е декабря,
Сретение Господне - 2-е февраля,
Крещение (Богоявление) - 6-е января,
Преображение - 6-е августа,
Вход Господень в Иерусалим (неделя Ваий) - за неделю до Пасхи,
Вознесение - в 40-й день по Пасхе,
Пятидесятница (Троицын день) - в 50-й день по Пасхе,
Успение Божией Матери - 15-е августа и
Воздвижение животворящего Креста Господня - 14-е сентября.

Эти праздники изображают историю нашего спасения от Рождества Пресвятой Богородицы, жизни Ее, Рождества Спасителя, Его Богочеловеческого Подвига, заканчивая Вознесением Христовым, Успением - Пресвятой Богородицы - первого обоженного человека, совершенно соединенного с Богом, и воспоминанием нахождения в Иерусалиме св. Равноапостольной Еленой, матерью св. Равноап. Константина, Животворящего Креста Господня - чем знаменуется высшее торжество Христианской Веры, - переход великого множество людей, включая самих могущественнейших римских Императоров, под знак Креста Господня, признание могущественнейшими из людей своей зависимости от воли Божией и изъявление ими надежды на его силу. От начатка нашего спасения в Рождестве Пресвятой Богородицы, Церковь проводит нас через круг двунадесятых праздников к утверждению полного торжества Христианской Веры на Небе и на земле.

в). Затем следуют праздники великие не двунадесятые: Рождество Иоанна Предтечи - 24-е июня, св. апп. Петра и Павла - 29-е июня и Усекновение главы Иоанна Предтечи - 29-е августа; знаком великого праздника в Уставе отмечены также: Покров Пресвятой Богородицы - 1-е октября и Обрезание - 1-е января.

О великих праздниках в Типиконе (47-я глава) сказано: <имже бдение и вся служба праздника совершается по уставу>.

Особенности празднования великих праздников

В церковном праздновании великих праздников следует различать: день самого праздника и дни предпразднства, попразднства и отдания праздника.

Задолго до некоторых великих праздников Церковь начинает приуготовлять нас к их встрече - еще за полтора месяца до Воздвижения Креста Господня на утрене начинают петь <Крест начертав Моисей>, с 21 ноября в храмах поется <Христос Раждается - славите>.

Затем Церковь вводит нас днями предпразднства (их нет у Входа Господня и у недвунадесятых великих праздников) в непосредственную близость торжества. Наряду с молитвами и пес-нопениями воспоминаемым в эти дни святым, Церковь предлагает молитвословия и песнопения и в честь насту-пающего праздника. Двунадесятые праздники имеют по 1 дню предпразднства, за исключением Рождества Хри-стова, имеющего 5 дней, и Богоявления, имеющего 4 дня предпразднства.

Дни попразднства составляют продолжение праздника. В эти дни, на ряду с песнопениями святому, Церковь воспоминает и прославляет иногда участников события, вообще же - событие бывшего праздника. Число дней попразднства (их нет у Входа Господня, у Покрова и Об-резания) бывает неодинаково - от 1 до 9 дней, смотря на большую или меньшую близость одних праздников к другим или к дням поста: Благовещение - 1 день, (а от субботы Лазаревой - нет попразднства), Рождество Богородицы и Введение Ее во храм - 4 дня, Рождество Христово и Пятидесятница - 6 дней, Преображение и Воздвижение Креста Господня - 7 дней, Сретение - неодинаковое число дней в каждый год, от 0 до 7 дней, Богоявление и Вознесение - 8 дней, Успение Божией Матери - 9 дней, недвунадесятые великие праздники - 1 день.

Последний день попразднства носит название дня отдания праздника и отличается от дней попразднства большей торжественностью Богослужения, потому что последование этого дня удерживает большую часть молитв и песнопений самого праздника.

Средние праздники

а) Одни обозначаются в богослужебных книгах красным крестом в красном полукруге и имеют, как и ве-ликие праздники, всенощное бдение. Этих праздников в уставе церковном указывается немного:

26-е сентября и 8-е мая - Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова;
13-е ноября - Св. Иоанна Златоуста;
6-е декабря - Св. Николая Мирликийского Чудотворца;
2 января - Преп. Серафима Саровского;
30 января - Трех Святителей и Вселенских Учителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста;
23-е апреля св. Великомученика Георгия

и еще некоторые другие, но к ним присоединяются праздники храмовые и в честь мощей святых в тех храмах, где они покоятся. Последования этих праздников, в отличие от праздников великих, не посвящаются исключительно воспоминаемому событию или святому, потому что на них к праздничному канону прилагается, канон Богородице на утрени. В <Уставе> (Типиконе) об этих праздниках сказано: <имже бдение совершается, прилагается же и канон Богородицы на утрени по уставу>.

б) Другие средние праздники обозначаются знаком красного креста без полукруга. Это такие праздники как: Положение Ризы Господней (10 июля); Владимирской иконы Богоматери (21 мая); Св. Порока Илиии (20 июля); Св. Равноапостольных Константна и Елены (21 мая); Св. Василия Великого (1 января). На эти праздники всенощное бдение не совершается, а накануне бывает великая вечерня, на утрени же положен полиелей (см. ниже) и читается Евангелие. Святые, имеющие указанный знак, называются святыми с полиелеем.

Малые праздники

а) Первого вида праздники обозначаются знаком красной скобки с тремя красными точками в средине. Святые, имеющие этот знак, называются святыми со славословием, потому что в эти дни великое славословие на утрени поется, а не читается.

б) Второго вида малые праздники обозначаются знаком черной скобки с тремя черными точками в средине.

Особенности праздничных богослужений


По мере возрастания торжественности праздников увеличивается продолжительность и торжественность совершаемого богослужения на вечерне и утрене.

В малые праздники второго вида на вечерне пение стихир на <Господи воззвах к Тебе> разделяется на 6 песнопений (Пение на <Господи воззвах> - пение особых песнопений - стихир, предваряемое стихами из 140, 141, 139 и 116 псалмов. Подробнее об этой части богослужения мы поговорим когда пойдет речь о вечерне), а на утрени каждая песнь канона на 6 песнопений.

В на вечерне пение стихир на разделяется на 6 песнопений (Пение на <Господи воззвах> - пение особых песнопений - стихир, предваряемое стихами из 140, 141, 139 и 116 псалмов. Подробнее об этой части богослужения мы поговорим когда пойдет речь о вечерне), а на утрени каждая песнь на 6 песнопений.

В малые праздники первого вида <Великое славословие> (<Слава в вышних Богу>) не читается, а поется.

В средние праздники второго вида пение канона умножается на 8 песнопений, а к службе утрени прибавляется полиелей. Слово полиелей в переводе с греческого означает <многомилостиво>, поскольку на полиелей произносятся 134 и 135 псалмы, прославляющим Милость Божию к народу Израильскому и повторяются многократно слова: <Яко благ, яко в век милость его>.

В средние праздники первого вида совершается торжественное всенощное бдение - соединение вечерни и утрени. При этом на вечерни пение на <Господи воззвах> разделяется на 8 песен, а также совершается лития и благословение хлебов, а на утрени совершается помазание благословенным елеем, а песнь канона разделяется на 15 песнопений.

Лития - всенародное усерднейшее моление, сопровождаемое многократным повторением: <Господи помилуй>. Для совершения ее принято духовенству и народу выходить в притвор храма ли из храма. Совершать литию в праздники постановлено потому, что они напоминают об особых благодеяниях Божиих и побуждают нас умолять Господа и святых об избавлении нас от зол и продолжении милостей небесных. После литии бывает благословение хлебов, пшеницы, вина и елея - потребных нам для нашей жизни и принадлежащих к церковным священнодействиям. Церковь молится об умножении этих благ во <граде сем> и <веси сей>. Происхождение этого благословения идет с тех времен, когда совершаемое в церквах бдение действительно совершалось всю ночь и верующие оставались без вечерней трапезы - благословенные хлебы и вино подавались им для подкрепления сил. По целовании Евангелия или иконы бывает помазание верующих благословенным елеем - этот обряд символизирует милость Божию и вспоминаемых в праздник святых.

В великие праздники всенощное бдение бывает особенно торжественным и продолжительным, в эти дни торжеству праздника посвящается вся служба, не содержащая каких-либо иных прибавлений. В великие дванадесятые праздники каждая песнь утреннего канона содержит 17 или 18, а на пасху 19 песнопений и большая часть службы не читается, а поется.

В великие праздники церковь украшается особыми светлыми покровами и богослужение совершается при полном освещении, кроме того - в воскресные дни и великие праздники на богослужении не принято преклонять колен.

Источник
Магия не хорошая и не плохая. Всё зависит от того, как ты её используешь.
  • Страница:
  • 1
Время создания страницы: 0.84 секунд
   
 

 

ЦЕНТР МИРОСЛАВЫ БУШ

МОСКВА                                     ТЕЛ.: +7(925)0-700-700