ГЛАВНАЯМИРОСЛАВА БУШМАГАЗИНФОТО АУРЫШКОЛА МИРОСЛАВЫ БУШФОРУМВИДЕОКОНТАКТЫ

Центр Мирославы Буш

тел.: +7(925)0-700-700



Добро пожаловать, Гость
  • Страница:
  • 1

ТЕМА: Какие бывают иконы

Какие бывают иконы 29/04/2015 04:56 #1

  • Ондарас
  • Сейчас на сайте
  • Администрация
  • Постов: 8459
  • Репутация: 53
Лишних знаний не бывает, а именно это знание – и не лишнее. Мы живем в православной стране, и даже не сильно верующие и воцерковленные люди приходят в храмы. А иконы дома есть, наверное, у большинства. И в автомобилях, и на работе у многих. Да и, как ни «криво» это звучит, модно сейчас, к примеру, дарить именные иконы и носить нательные образки святых. Классификация же икон гораздо разнообразнее.

icon-2.JPG


Прежде и проще всего иконы классифицируются по месту нахождения: домовые и храмовые. Храмовые, в свою очередь, на иконостасные, заамвонные… Если честно, дальше я не «копал». Показалось не очень принципиальным.

Среди домовых выделяют: семейные (передающиеся по наследству); именные (с изображением тезоименного её владельцу святого); мерные (именная икона, изготавливаемая к рождению ребенка в честь его небесного покровителя; икона выполняется размером в рост ребёнка); венчальные (участвующие в венчании). И далее, но эти можно считать основными.

Отдельно можно выделить путевые, или путные, дорожные иконы, которые берут с собой в дорогу. В современном варианте – всем известные автомобильные.

Классификация по месту расположения как бы «уточняет», точнее, дополняет предыдущую, выделяя иконы настенные, настольные и престольные.

Важнейшее и, наверное, главное – сюжеты. Существует вполне определенный набор или комплекс иконописных сюжетов. Прежде всего, это:

– иконы Святой Троицы;

– иконы христологического ряда – иконы Спасителя и изображения событий с его участием; здесь выделяют иконы страстного цикла, повествующие о страданиях и распятии Христа;

– богородичные иконы – непосредственно иконы Богоматери и иконы богородичных праздников;

– иконы святых и сил бесплотных;

– иконы праздников и событий священной истории;

– символические и аллегорические композиции.

Также иконы классифицируются по:

– числу изображаемых персонажей;

– числу композиций; на иконе могут быть изображены несколько относительно самостоятельных сюжетов; есть иконы с клеймами: центральная композиция окружена рядом второстепенных сюжетов, связанных центральным персонажем;

– по охватываемости фигур (поясные, ростовые, огрудные, оплечные, оглавные; сюда же относят тронные изображения – восседающие на престоле фигуры);

– по размеру;

– по проявлению (сил и благодати Небесных);

– по стилю – к какой иконописной школе или традиции относится данная икона; чаще школы выделяют по географическому признаку (традиции, сложившиеся в том или ином регионе) или по школам отдельных выдающихся мастеров;

– по технике исполнения: печатные, живописные, резные, литые, вышитые...

Среди живописных, в зависимости от основы используемой краски, выделяют иконы:

– «масляные», т.е. написанные маслом;

– энкаустические (связующее вещество краски – воск);

– темперные – основа краски натуральные порошковые пигменты (или синтетические аналоги), связующее вещество – натуральные или искусственные эмульсии;

– мозаические и пр.

Среди чудотворных икон выделяют по проявлению сил и благодати Небесных:

– явленные;

– мироточивые;

– целительные и т. д.

Конечно, все многообразие этим не исчерпывается, но примерно, в общих чертах, как-то так. Как знать – может быть, пригодится?

Автор: Александр Смирнов

Источник
Магия не хорошая и не плохая. Всё зависит от того, как ты её используешь.

Re: Какие бывают иконы 29/04/2015 05:11 #2

  • Ондарас
  • Сейчас на сайте
  • Администрация
  • Постов: 8459
  • Репутация: 53
Чем икона отличается от картины


Икону просто отличить и сложно понять по одной и той же причине: мы сравниваем ее со светской живописью. Вроде бы там и там изображены люди и некие сюжеты. Да, внешние отличия бросаются в глаза: иконы имеют… пусть не единственно возможный, но все же характерный стиль. Канон.

prep-sergiy.jpg


Второе отличие, о котором обычно помнят люди более-менее воцерковленные или просто верующие – икона освящается. Впрочем, это отличие ведь внешне не видно! Да и не все здесь столь очевидно. Не всегда существовал чин освящения. Во всяком случае, он куда моложе, чем сами иконы. Но сейчас не о том.

Сам по себе канон – еще не все. И картины имеют стиль, свойственный определенным эпохам и школам. И мало-мальски ориентируясь, не спутаешь. А от иконы все равно отличается.

И не сказать ни что икона примитивней картины, ни что она не развивалась, в отличие от светской живописи. И канон никак не раз и навсегда застывший. Он изменялся, развивался и в Византии, и на Руси. А все равно отличается.

Уточню: речь не о мелких и крупных нюансах – стилистических и прочих. Речь о внутренней сути, о самой идее, что ли. При всех частностях есть одно главное различие, после которого уже нет особого смысла разбирать остальные.

Что изображает светская живопись? Как правило, ее цель – изобразить натуралистичность, красоту мира. Не столь важно, совпадает ли его видение с «общепринятым». Важно, что картина всегда выражает личный взгляд художника, его индивидуальность и видение предмета. Сколь бы реалистичным изображение ни казалось. Потому картины разных авторов, даже на один и тот же сюжет, столь отличны: всегда влияет индивидуальность мастера. Даже когда не теряется реалистичность.

Похоже, в этом и главное отличие.

prep-sergiy2.jpg


Смысл иконы совершенно противоположный. В задачу иконописца не входит выражение собственной индивидуальности. Что изображает икона? Святых? Не вполне. Образ на иконе всегда символичен, условен. Одни и те же святые или сюжеты в исполнении разных мастеров схожи и узнаваемы.

Потому образ и каноничен, что иконописца не интересует физическая сторона. По большому счету, и не изображает искаженный грехом тварный мир. Ведь на самом деле икона не является предметом поклонения. Поклоняются стоящему за ними божественному миру, божественному образу.

Икона – своего рода проводник этого образа. Художник пытается увидеть и (конечно, по возможности) передать не физическую реальность, а стоящий за ней замысел Творца. И о какой индивидуальности тут можно говорить? Если иконописец пытается не изобразить (это невозможно!), а выразить Образ Бога? Где здесь место «личному мнению», если речь о Божественном образе?

Изображение на иконе – «носитель», внешнее проявление Божественного замысла. Попытка хотя бы «заглянуть» за явленное, физическое творение. Отсюда и внешняя нереалистичность иконы (а зачем она?). И четкое следование канонам. А почему бы нет? Во-первых, какая отсебятина, какие и зачем изменения? Во-вторых, если этот образ был дан как откровение, его нельзя менять просто потому, что нельзя ничего улучшить.

Вроде бы считается, что канон – это открытый святым Образ Божий. Потому канон и остается почти неизменным, и передается по возможности точно.

И молится христианин не изображению, а стоящему за ним, «просвечивающему» через внешнюю форму, Образу Божественному. Не иконе, а через нее – Богу.

На самом деле есть разные мнения и трактовки различий картины/иконы. Встречал я такое, что картина обращена к чувствам зрителя, икона – к разуму и интуиции. Что на иконе акцентируется внутренняя, духовная жизнь изображаемых персонажей. Что, к примеру, резкие контуры одежды намеренно контрастируют с плавностью линий самих ликов. Что пропорции силуэтов намеренно искажены в попытке передать идею не столько материальных, сколько преображенных тел. Что «плоский мир» иконы намеренно устанавливает между ней и зрителем дистанцию.

Наверное, все это так. Но, как мне кажется, это все достаточно вторично, что ли. Это нюансы самого изображения, способы и приемы передачи. Техника.

Важная мысль – что икона не отражает свет, а сама «светится». Вот это, мне кажется, отражает суть различий картины/иконы. Только не она «светится», а стоящий за ней Образ.

Уточню: я все это не сам придумал, а высказал чужую точку зрения. Которая, как показалось, отражает саму идею.

Автор: Александр Смирнов

Источник
Магия не хорошая и не плохая. Всё зависит от того, как ты её используешь.
  • Страница:
  • 1
Время создания страницы: 0.62 секунд
   
 

 

ЦЕНТР МИРОСЛАВЫ БУШ

МОСКВА                                     ТЕЛ.: +7(925)0-700-700