ГЛАВНАЯМИРОСЛАВА БУШМАГАЗИНФОТО АУРЫШКОЛА МИРОСЛАВЫ БУШФОРУМВИДЕОКОНТАКТЫ

Центр Мирославы Буш

тел.: +7(925)0-700-700



Добро пожаловать, Гость

ТЕМА: Рождество и святки

Рождество и святки 05/01/2016 23:48 #1

  • Ондарас
  • Сейчас на сайте
  • Администрация
  • Постов: 8459
  • Репутация: 53
История Рождества


Рождество Христово – один из самых значительных и светлых праздников для миллиардов людей на Земле.

Christmas_tradition_1.jpg


Он празднуется в честь рождения младенца Иисуса Христа в Вифлееме. Несмотря на то, что католики отмечают его 25 декабря, а православные 7 января, это один и тот же праздник, но по разным календарным стилям – старому и новому. Следует отметить, что для православных христиан Рождество является вторым по важности праздником после Пасхального Воскресения, а вот католики почитают его даже выше Пасхи. Это объясняется разным смыслом, который представители этих конфессий вкладывают в понятие «Рождество»: православные более почитают духовное возрождение, то есть воскресение Христа после смерти и вознесение Его на небо, а западные религиозные течения превыше ставят возможность спасения, которая пришла в мир вместе с рождением маленького Иисуса, то есть его физическое рождение. История праздника интересна, но не слишком ясна. Дело в том, что нигде в Библии не упоминается точная дата рождения младенца Иисуса. Ни в одном из четырех Евангелий не сказано, что Христос родился именно 25 декабря (или 7 января по новому стилю).

Ветхий Завет упоминает только о том, что Христос родился в 5508 году от сотворения мира. Тогда откуда же пришли эти даты? Почему мы, современные люди, отмечаем Рождество именно в эти дни? Ответы, которые нельзя найти в Библии, можно найти в ранней истории христианства.

В IV веке Константин, римский император, отказался от языческой веры, принял христианское учение сам и узаконил его на территории своей страны. Повинуясь воле императора, новая церковь сразу же начала активную борьбу с языческими культами. Но истребить привычные устои оказалось не так уж просто, поэтому в некоторых вопросах священникам приходилось идти на уступки поклонникам древних культов. Одной из таких уступок и стало придание особого значения дню 25 декабря. До введения христианства люди поклонялись Солнцу, поэтому период зимнего солнцестояния, то есть последние дни декабря, был особенно почитаем. В этот период Солнце приближалось к Земле, световой день становился длиннее и светлее, а это воспринималось как символ победы сил света над силами тьмы. Христианские священники увидели в этом благой знак и согласились назначить праздник Рождества Христова на конец декабря, ибо рождение сына божьего есть не что иное, как рождение истинного Солнца. Иными словами, ранние христиане мудро решили, что легче наполнить новым смыслом традиционные языческие верования, чем искоренять их «огнем и мечом».

Тогда же, в IV веке, были приняты основные правила празднования Рождества и церковной службы. В частности, если на вечерие Рождества выпадало на воскресный день, в службе использовали первое правило Феофилакта Александрийского: читались так называемые Царские часы, во время которых вспоминались пророчества Ветхого Завета и события, относящиеся к рождению Иисуса. После полудня проводили литургию Василия Великого или литургию Иоанна Златоуста. Обычно заканчивали Всенощное бдение Великим повечерием – пели пророческую песню «Яко с нами Бог», которая выражала духовную радость по поводу Рождества Христова.

В V веке Анатолий, патриарх Константинопольский, в VII веке Соффоний и Андрей Иерусалимские, а в VIII веке Иоанн Дамаскин, Козьма Маюмский и Герман, Патриарх Константинопольский написали для Рождественской особые службы церковные песнопения, которые, кстати, до сих пор используются. Также с V века пошла традиция католиков отмечать Рождество тремя богослужениями: в полночь, на заре и днем. Полночная служба символизирует Рождение Иисуса Христа в лоне Отца, утренняя – во чреве Богоматери, а дневная – в душе каждого верующего человека. Кроме того, еще с XIII века в католических храмах принято устанавливать ясли с лежащей в них фигуркой младенца Иисуса, чтобы люди могли поклониться образу новорожденного Мессии. Согласно историческим хроникам, эту традицию ввел известный итальянский проповедник и основатель ордена францисканцев Франциск Ассизский.

Энциклопедия людей и идей
Магия не хорошая и не плохая. Всё зависит от того, как ты её используешь.

Re: Рождество и святки 05/01/2016 23:53 #2

  • Ондарас
  • Сейчас на сайте
  • Администрация
  • Постов: 8459
  • Репутация: 53
Благовещение о зачатии Иисуса


Бог послал в этот греховный мир Своего Сына, Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от грехов и вечной гибели. С Его рождением на земле наступила новая эра. Даже наше летоисчисление начинается с Рождества Иисуса Христа. История рождения Иисуса удивительна. Подумайте только, Ему, Сыну Творца мира и вселенной, пришлось родиться в хлеве для животных. Вскоре царь той страны решил убить Его.

Annunciation.jpg


Но начнем с начала. В маленьком городе Назарете, на «севере Израиля жила девушка, по имени Мария. Она любила Господа и имела чистое сердце. Однажды ей явился Ангел Гавриил, посланный Господом, и сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария, увидев Его, смутилась. Но Ангел сказал ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Господа; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».

Мария тогда не была замужем, но была обручена с благочестивым верующим человеком по имени Иосиф. Она спросила Ангела: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» Ангел сказал ей в ответ: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Мария ответила: «Се, раба Господня; да будет мне по слову Твоему». И отошел от нее ангел.

Узнав о том, что Мария ожидает ребенка, Иосиф хотел отпустить ее, но Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их».

Энциклопедия людей и идей
Магия не хорошая и не плохая. Всё зависит от того, как ты её используешь.

Re: Рождество и святки 05/01/2016 23:59 #3

  • Ондарас
  • Сейчас на сайте
  • Администрация
  • Постов: 8459
  • Репутация: 53
Рождение Иисуса Христа


Когда же Дева Мария была на сносях, она вместе с мужем Иосифом отправилась в Вифлеем, город неподалеку от Иерусалима, потому что римский император Август приказал провести перепись населения. Для этого каждый должен был явиться в город, где родился. Иосиф же был родом из Вифлеема. Дорога была долгой и трудной, они шли пешком по гористой местности, а когда достигли Вифлеема и стали искать место для ночлега, оказалось, что все постоялые дворы заполнены.

Christmas-tradition.jpg


В эту же ночь Мария почувствовала, что настало время рожать. Найти убежище в городе им не удалось, поэтому они вышли за пределы Вифлеема и наткнулись на пещеру, в которой обычно пастухи прятались от непогоды. Именно там родила Мария своего сына, спеленала и уложила в ясли. О факте рождения святого младенца возвестила загоревшаяся на небе Вифлеемская звезда.

В окрестностях в эту ночь не спали несколько пастухов, сидели у костров, сторожа свои стада. И опустился к ним с небес сияющий ангел: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь, и вот вам знак: вы найдете младенца, в пеленах лежащего в яслях».

Когда ангел исчез, пастухи решили пойти в пещеру и воочию убедиться в сказанном – и они действительно увидели младенца, спящего в кормушке для скота.

Через восемь дней младенцу дали имя Иисус, что означает «Господь есть Спасение». Впоследствии его также назвали «Христос», что значит «помазанник». Эта «приставка» в древнем Израиле ранее употреблялась только по отношению к царям и верховным священникам, поскольку возведение в высокий сан совершалось через помазание. Дав эпитет «Христос» сыну божьему, пророки подчеркнули, что он есть истинный Царь мира, одновременно несущий людям свет веры.

Едва родившись, будущий Спаситель подвергся страшной опасности. Царь Ирод, которому предсказали рождение истинного Царя, приказал убить всех младенцев мужского пола, рожденных в одну ночь с Иисусом. В итоге в Вифлееме и его окрестностях было истреблено 14 тысяч детей в возрасте от двух лет и младше. Убиенные дети по сей день считаются первыми мучениками, погибшими за Христа, и в память о них вторая неделя после Рождества называется Страшными вечерами. Спасая своего сына, Мария и Иосиф уехали в Египет, а после смерти царя Ирода вернулись в Назарет.

Примечательно, что сегодня Вифлеем, бывший некогда отдельным городом, практически сросся с окраинами Иерусалима. Минули столетия, и некогда пустынная местность, словно спина дикобраза, ощетинилась многоэтажными современными строениями. Теперь это вполне благоустроенный район с магазинами, кафе и деловыми центрами. И лишь отдельные святыни напоминают, что когда–то здесь в мир пришло чудо. В частности, на небольшой площади, сплошь заставленной туристическими автобусами, есть замурованная арка с низким проемом. Этот проем имеет свою историю: в XVI веке, когда Палестину завоевали турки, вход в арку был специально замурован, чтобы враги не могли осквернить святыню, въезжая в нее на лошадях. В итоге остался очень узкий и низкий проход – чтобы войти в него, приходилось очень сильно нагибаться, поэтому с тех пор его называют дверью покорности. За проходом находится главный алтарь с богато украшенным резным иконостасом, а за ним – узкая темная лестница со множеством ступеней. Спустившись по ней, можно попасть в подземную церковь, которая, согласно преданию, расположена как раз в той пещере, где родился младенец Иисус. В этом небольшом темном помещении, помимо многочисленных икон, алтарей и канделябров со свечами, есть полукруглая, выложенная мрамором ниша, украшенная кованой серебряной звездой с четырнадцатью лучами и надписью на латинском языке «Здесь Девой Марией рожден Иисус Христос». По рассказам местных служителей, эта церковь была построена более 16 веков назад по приказу Елены, матери императора Константина. Несмотря на то, что церковь за это время не единожды реставрировали и перестраивали, священная служба в ней не прерывалась ни разу.

Энциклопедия людей и идей
Магия не хорошая и не плохая. Всё зависит от того, как ты её используешь.

Рождество и святки 06/01/2016 00:23 #4

  • Ондарас
  • Сейчас на сайте
  • Администрация
  • Постов: 8459
  • Репутация: 53
Молитвы на Рождество Христово


Величание Рождеству Христову

Величаем Тя,
Живодавче Христе,
нас ради ныне плотию Рождшагося
от Безневестныя
и Пречистыя Девы Марии.


Тропарь Рождеству Христову

Рождество Твоё, Христе Боже наш,
возсия мирови свет разума:
в нем бо звездам служащий,
звездою учахуся,
Тебе кланятися Солнцу правды,
и Тебе ведети с высоты Востока:
Господи, слава Тебе.


Кондак, глас 3-й

Дева днесь Пресущественнаго раждает,
и земля вертеп Неприступному приносит;
Ангели с пастырьми славословят,
волсви же со звездою путешествуют;
нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.


Тропарь предпразднству

Готовися, Вифлееме,
отверзися всем, Едеме,
красуйся, Евфрафо,
яко древо живота в вертепе процвете от Девы:
рай бо Оноя чрево явися мысленный,
в немже Божественный сад,
от негоже ядше, живи будем,
не якоже Адам умрем.
Христос раждается прежде падший возставити образ.

Предпразднству (Навечерие), глас 4:

Написовашеся иногда со старцем Иосифом,
яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам,
чревоносящи безсеменное Рождение.
Наста же время рождества,
и место ни единоже бе обиталищу,
но, якоже красная палата, вертеп Царице показашеся.
Христос раждается прежде падший воскресити образ.
Магия не хорошая и не плохая. Всё зависит от того, как ты её используешь.

Рождество и святки 06/01/2016 00:26 #5

  • Ондарас
  • Сейчас на сайте
  • Администрация
  • Постов: 8459
  • Репутация: 53
Молитва на благословенме скоромных снедей в праздник Рождества Христова


Читается на первой праздничной трапезе вместо обычной формулы благословения:

Господи Иисусе Христе Боже наш, изволивый спасения нашего ради на земли во плоти явитися и от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии неизреченно родитися! Благодарим Тя, яко сподобил еси нас, подвигом поста предочистившихся, достигнути великаго праздника Твоего Рождества и в радости духовной со ангелами воспевати Тя, с пастырями славословити, с волхвами поклонятися. Благодарим Тя, яко по великому милосердию Твоему и безмерному снисхождению к немощем нашим утешаеши нас ныне не точию изобильною пищею духовною, но и трапезою праздничной.

Темже молим Тя, отверзающаго щедрую руку Твою, исполняющего все живущее благ Твоих, дающаго всем пищу, соответствующую времени и правилам церковным, благослови праздничныя снеди, верным людем Твоим уготованныя, наипаче сия, от нихже повинующеся Уставу Церкви Твоея, в мимошедшии дни поста воздерживались рабы Твои, да будут оне вкушающим их со благодарением во здравие, в подкрепление сил телесных, в веселие и радость. Да вси мы, всякое довольство имуще, изобиловати будем и в дела благая, и от полноты благодарнаго сердца славити Тя, питающаго и утешающаго нас, купно же и Безначальнаго Твоего Отца и Пресвятаго Духа во веки веков. Аминь.
Магия не хорошая и не плохая. Всё зависит от того, как ты её используешь.

Re: Рождество и святки 06/01/2016 00:30 #6

  • Ондарас
  • Сейчас на сайте
  • Администрация
  • Постов: 8459
  • Репутация: 53
Рождественский сочельник


Канун Рождества, Коляды, называют Рождественским сочельником. В большинстве стран приходится на 24 декабря, по григорианскому календарю. Некоторые православные церкви, а так-же и Русская православная церковь, греко-католики празднуют Рождество по юлианскому календарю - 6 января. Православные христиане употребляли в этот день в пищу сочиво - сушеные зерна, запаренные в воде (кашу).



Сочивом называли не только кашу но и другую постную пищу, также сок, масло разных семян: конопляное, маковое, подсолнечное, ореховое, миндальное, горчичное и другие. Этим маслом и соком приправляли каши во время поста перед Рождеством и в рождественский сочельник.

В сочельник православные варили кутью, католики - бигилию. Сочельник - вечерняя трапеза накануне Рождества, сопровождаемая многочисленными обрядами и традициями. В Рождественский сочельник церковь приписывала строгий пост до вечернего богослужения, и в этот день это первая трапеза, которой заканчивается предрождественский пост. По традиции она начинается с появлением первой звезды, в память Вифлеемской звезды, возвестившей пастухам рождение Иисуса Христа.

В IV веке было установлено Православной Церковью, как праздновать повечерие Рождества Христова. В V веке Анатолий, Патриарх Константинопольский, затем в VI веке Анатолий и Софроний Иерусалимские , в VIII веке Козма Маюмский и Иоанн Дамаскин написали для празднества Рождества Христова священные песнопения, которыми Церковь и в настоящее время прославляет празднуемое событие.

Подготавливаются же к празднованию Рождества Христова верующие 40-дневным рождественским постом (Филиппов).

В церквях вечером шла торжественная служба, а те, кто не пошел на богослужение, готовились к восходу звезды дома. К этому все члены семьи одевались по-праздничному и собирались вместе, стол должен быть накрыт белоснежной скатертью, сервирован лучшими приборами, посудой, заставлен традиционными блюдами.

Блюд насчитывалось тринадцать, к столу должно было садиться четное количество человек. В случае, когда собиралось нечетное количество, подавался один свободный прибор. Под скатертью на всей поверхности стола расстилали сено, символизирующее то сено, на котором в яслях лежал новорожденный Иисус Христос. Стол украшался ветками ели, ленточками, свечами.

В доме стояла украшенная елка, под которую клали подарок каждому присутствующему. В крестьянских семьях в ожидании звезды все вместе читали молитву, старшие рассказывали детям о рождении Иисуса Христа, о волхвах, дары приносящих.

Появления первой звезды с нетерпением ждали дети, их радостное сообщение о ее появлении было сигналом для начала трапезы. Трапеза начиналась с общей молитвы, затем хозяйка дома поздравляла всех с праздником. У католиков празднование начинали с обмена облаткой - символом хлеба, богатства и благополучия. Хозяйка сначала делилась облаткой с мужем, затем с сыновьями по старшинству, потом с дочерьми, с внуками и всеми остальными. Обряд этот заканчивался, когда все присутствующие обменялись облаткой, пожелав счастливого Рождества, прощая все обиды. Это был момент всеобщего примирения.

У православных трапеза начиналась с приема кутьи. У католиков ее наличие не было обязательным.

Варили кутью из пшеницы, риса, ячменя. Приправляли медом, маком, орехами. Зерно было символом воскресающей жизни, а мед или сладкая приправа означали сладость блаженной жизни.

Порядок приема пищи регламентировался строгими правилами: сначала подавались закуски (рыба, селедка, салаты), затем красный борщ, грибной или рыбный суп. К борщу и супу подавались ушки или пирожки с грибами, а у православных сочни - жареные на конопляном масле мучные лепешки. Под конец трапезы на стол подавались сладкие блюда: рулеты с маком, медовики, пряники, компот из сухофруктов, клюквенный кисель, яблоки, орехи.

За праздничным столом каждый должен отведать все приготовленные блюда. Не допускалось проявление своих индивидуальных вкусов. Такое требование - хороший воспитательный момент для детей.

Трапеза была безалкогольной. Все блюда были постными, жареными и заправленными растительным маслом, без мясной основы, без молока и сметаны. Не подавались горячие блюда, чтобы хозяйка постоянно находилась за столом.

Во время трапезы вели непринужденную беседа только о добрых делах. Несмотря на то, что это был сугубо семейный праздник, считалось необходимым пригласить к столу одиноких знакомых, соседей. За стол усаживался каждый случайный гость, в том числе и нищий. Существовало поверье, что в этот день в виде нищего может предстать Бог. Вообще все религиозные праздничные традиции были направлены на укрепление гуманизма, доброжелательного отношения друг к другу и к окружающей среде. В Рождественский сочельник хозяин поздравлял с праздником домашних животных, выносилось угощение и бездомным животным (на крыльцо выставлялась миска с едой).

После праздничной трапезы начиналась самая веселая часть сочельника - раздача подарков. При наличии в доме детей один из домочадцев переодевался в Деда Мороза, Святого Николая. Он приносил подарки в мешке. Раздавая подарки, высказывал пожелания, согласно необходимым требованиям, предъявляемым к получающему. Для детей это был хороший воспитательный момент, в отношении к взрослым он был окрашен долей шутки. Большинство традиций и обрядов Рождества было направлено на воспитание у детей внимания к присутствующим, самодисциплины, терпения, выдержки. Сочельник - один из немногих случаев, когда дети садились за стол вместе со взрослыми. А что касается подарков, это был хороший обычай дарить их друг другу, больше всего ценились подарки, приготовленные своими руками. Их нарядно оформляли цветной бумагой, веточками ели, ленточками. Содержание подарков должно было быть сюрпризом. Все было таинственно и поднимало настроение.

В Рождественский сочельник разряженная молодежь вечером начинала ходить по деревне, распевая колядные песни и славя святой праздник. Обычно обходили все дома по порядку, а само колядование напоминало целое театральное представление: никакой спешки, красивые костюмы, песни на разные голоса, ролевые колядки. За такие старания хозяева должны были одарить колядующих как можно богаче – кто деньгами, кто сластями. Как говорится, чем Бог послал. Отказать колядующим в гостинце считалось грехом, ведь обряд коляды издавна имел цель восхвалять верховное божество. Кстати, именно поэтому сладости и мелкие безделушки колядующие оставляли себе, а вот собранные деньги относили в местную церковь.

Еще одной традицией коляды была Коза. В ее роли обычно выступал самый веселый юноша – он надевал кожух, рога и пускался в пляс впереди толпы колядующих. Присутствие Козы, по старинным поверьям, приносило хороший урожай, обещало плодородие и процветание, отпугивало злые силы.

После колядования компания собиралась за одним столом, выкладывала собранные вкусности и начинала веселиться. Распевали песни, водили хороводы, разыгрывали обрядовые сценки, играли в подвижные игры, прыгали через костер. Чем веселее и задорнее было празднование, тем больше счастья обещал новый год.

Энциклопедия людей и идей
Магия не хорошая и не плохая. Всё зависит от того, как ты её используешь.
Время создания страницы: 0.92 секунд
   
 

 

ЦЕНТР МИРОСЛАВЫ БУШ

МОСКВА                                     ТЕЛ.: +7(925)0-700-700