ГЛАВНАЯМИРОСЛАВА БУШМАГАЗИНФОТО АУРЫШКОЛА МИРОСЛАВЫ БУШФОРУМВИДЕОКОНТАКТЫ

Центр Мирославы Буш

тел.: +7(925)0-700-700



Добро пожаловать, Гость

Способы восприятия мира и взаимодействия с ним
(1 чел.) (1) гость
  • Страница:
  • 1

ТЕМА: Способы восприятия мира и взаимодействия с ним

Способы восприятия мира и взаимодействия с ним 18/05/2014 06:23 #1

  • Ондарас
  • Сейчас на сайте
  • Администрация
  • Постов: 8459
  • Репутация: 53
Аудиалы, визуалы, кинестетики… А кто еще?


Сейчас написано много материалов о разнообразных психологических типах. Чаще всего встречается разделение согласно репрезентативной системе человека – на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Однако, согласно этому типированию, помимо уже упомянутых, есть еще три типа, о которых можно встретить очень мало информации. О ком же идет речь?

Понятие репрезентативной системы впервые возникло в таком неакадемическом направлении практической психологии, как нейро-лингвистическое программирование, основанном на технике манипулирования людьми путем «подстройки» – копирования их вербального и невербального поведения с целью снизить критичность к получаемой информации извне. Репрезентативная система означает преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира.

К примеру, визуал (человек, обладающий визуальной репрезентативной системой) легче воспринимает информацию зрительно, т.е. ему легче дается понимание, скажем, инструкции, поданной в картинках, чем инструкции, оформленной в текстовом виде. Также, при наличии нескольких раздражителей, скажем, звуковых, тактильных и зрительных, зрительные лучше запомнятся ему, чем иные. Например, школьник-визуал будет легко отвлекаться на какую-то яркую или интересную вещь в классе (допустим, не связанный напрямую с темой плакат на стене) и ему будет труднее слушать и понимать речь учителя, чем при отсутствии этого отвлекающего плаката. Однако если бы учитель подобрал плакат по теме и объяснял бы урок по нему, то визуалу было бы понятнее, чем просто объяснение без плаката.

Основных репрезентативных систем – шесть: визуальная, аудиальная, кинестетическая, олфакторная, густаторная и дискретная.

Визуальная система опирается на зрительные образы, на то, что человек видит. Визуалы обычно любят кино, у них зачастую хорошая память на лица, они замечают разные мелочи и детали, которые остальным могут показаться просто «фоном». Многие визуалы не испытывают проблем с правописанием, так как часто запоминают, как пишутся слова, не по буквам или согласно правилам правописания, а помнят их целиком, как иероглифы.

Аудиальная репрезентативная система опирается на слуховой канал информации и подразделяется на аудиально-тональную и аудиально-дигитальную подсистемы. Люди с аудиально-тональной подсистемой хорошо различают интонации, обладают хорошим музыкальным слухом. Носители же аудиально-дигитальной подсистемы улавливают, в первую очередь, слова, хорошо понимают устные инструкции.

Кинестетическая репрезентативная система опирается на такой канал информации, как осязание. Кинестетики зачастую выбирают максимально удобную и приятную к коже одежду, распространено мнение, что они любят со всеми обниматься, но это не так. Поскольку осязательный канал у кинестетиков – ведущий, им часто трудно дотронуться до неприятного им человека, даже просто чтобы пожать руку, но к приятным им людям они достаточно часто прикасаются при разговоре – могут застегнуть не застегнутую пуговицу на собеседнике, стряхнуть пылинку или что-то поправить, что обычно кажется бестактностью не кинестетикам.

Олфакторная репрезентативная система опирается на обоняние, и поскольку она встречается реже, чем перечисленные выше, и знаний о ней у людей меньше, то часто ее относят к кинестетической. Олфакторы лучше всего чувствуют запахи, и приятный или неприятный, резкий запах может существенно отвлечь их от всего остального. Если человек при рассказе, допустим, о каком-то путешествии обязательно упоминает запахи – свежий морской воздух, запах кофе на туристической улочке старого города – или не может в принципе отвлечься от неприятного запаха, скажем, моющего средства для окон или пластика, то скорее всего перед вами олфактор.

Густаторная система опирается на вкусовые ощущения. Так как она тоже достаточно редкая, не такая как олфакторная, но куда реже аудиальной, ее часто относят к кинестетической. Обладатели этой репрезентативной системы запоминают, в первую очередь, вкусовые ощущения, зачастую именно эти люди ездят в гастрономические туры по странам и в их воспоминании о детстве почетные места занимают бабушкины пирожки и манная каша с комочками из детского сада.

Дискретная репрезентативная система опирается на логическое осмысление полученной извне информации. Часто ее вообще отказываются считать таковой, ведь она опирается не на конкретные сигналы из внешнего мира, а на собственные умственные построения. Обычно такие люди воспринимаются другими как немного «оторванные от реальности», но обычно они очень практичны, хорошо понимают свои потребности, любят все «раскладывать по полочкам» и алгоритмизировать, оптимизировать неприятные или неинтересные им процессы для того, чтоб упростить и ускорить их выполнение.

Как я уже говорила, это типирование изначально было создано для облегчения манипулирования людьми и сейчас используется, в основном, коммерческими организациями для того, чтоб с большей вероятностью клиент выбрал услугу или товар определенной фирмы или приобрел его в определенном магазине. Визуалов завлекают яркими упаковками, аудиалов – фоновой музыкой с рекламными песнями, кинестетиков – возможностью потрогать товар, посмотреть как он работает, олфакторов – приятными запахами, скажем, выпечки или ненавязчивых ароматических масел. Для густаторов устраивают презентации товаров в продуктовых магазинах, где дают попробовать на выбор разные продукты одного производителя. Дискретам подробно расписывают преимущества конкретного товара. Но дискреты обычно редко реагируют на рекламу и вполне могут не купить товар, а «поставить себе галочку», чтобы посмотреть в Интернете характеристики его аналогов, а также употребляют слова и выражения преимущественно с упоминанием ведущего канала восприятия клиента – «слышите», «видят», «ощущение», «думаете».

Как видите, не все так просто в психологическом делении человека на типажи. И, как правило, оно не ограничивается четкими рамками – каждый человек многогранен и несет в себе определенную долю любого из перечисленных типов.

Автор: Анна Милютина
© Shkolazhizni.ru
Магия не хорошая и не плохая. Всё зависит от того, как ты её используешь.

Способы восприятия мира и взаимодействия с ним 23/04/2015 03:18 #2

  • Ондарас
  • Сейчас на сайте
  • Администрация
  • Постов: 8459
  • Репутация: 53
Как мы воспринимаем мир и как помочь другому нас понять?


Как научиться понимать друг друга? Способов много, причем самых разных. Есть больше ориентированные на то, чтобы улучшить собственною «воспринимаемость» информации, есть рассчитанные на то, как получше донести свою мысль до собеседника.

То есть каждый способ предполагает владение сразу обеими сторонами процесса, но акцент ставится на чем-то одном. Ну, так часто бывает на практике. Хотя на самом деле донести можно, только понимая особенности восприятия данного конкретного человека. Как иначе «подобрать к нему ключик»?

Один из самых «коротких» путей эффективной передачи информации – учет модальностей восприятия. Своей и собеседника.

Три основных пути восприятия мира:

– через зрение (визуальный тип восприятия);
– слух (аудиальный тип);
– ощущения, прикосновения, запахи и пр. (кинестетический тип).

Как правило, один из этих способов преобладает. Другие же очень часто «приглушены», в той или иной мере «отстают». Это аналогия, но внешне ситуация выглядит примерно так.

Бывает, какая-то модальность, или канал восприятия, настолько блокирован, что человек почти не воспринимает информацию, выраженную «не теми» словами.

С другой стороны, как воспринимаем, так и выражаемся. Одно и то же можно воспринять и выразить по-разному.

«Визуалист»: ясно вижу, ситуация ясна.
«Аудиальщик»: улавливаю, гармоничное решение.
«Кинестетик»: нащупал решение.

Да и любой лучше поймет «свой язык», адресованный к его ведущей модальности.

Но вначале эту модальность нужно определить.

Начните с собственного ведущего канала восприятия. Заодно и потренируетесь. И для работы с другими нужно знать, как вы сами воспринимаете и выражаетесь. По которому из сенсорных каналов передаете информацию.

Итак, как вы лучше воспринимаете – наблюдая, слушая, делая? А как говорите?

Визуальный тип использует выражения типа: смотри; вижу; представь; вот видишь; усмотреть; очевидно…

Аудиальный тип акцентирует «свой» сенсорный канал: я вас внимательно слушаю; тональность; ставить акцент…

Кинестетический тип: схватываю; нащупал; верным путем…

Можно сказать, каждый говорит на своем языке. Который может восприниматься другим, а может – нет. Как тут друг друга понять? Использовать так называемый метод вербальной подстройки. Точнее, ее разновидность – модальную подстройку.

Чтобы лучше, эффективнее донести информацию, нужно передавать ее по тому каналу, который преобладает у собеседника. Попробуйте определить его по речи. Каких образов в ней больше: зрительных, слуховых, осязательных? Все ли собеседнику «ясно» и «зримо» (визуальный), «хорошо сказано», «понятно» (аудиальный), или он «улавливает суть» (кинестетический)?

Может, он «не видит всей картины» (визуальный), «уперся» во что-то (кинестетический)? Или может быть, ваше предложение «не находит отклика», «не звучит» (аудиальный)? Может быть, ваши способы восприятия мира попросту не совпадают? Причем совсем. Редко бывает, что человек воспринимает мир по единственному каналу. Чаще один преобладает, два других вспомогательные, второстепенные.

Но бывают, что какой-то из каналов почти блокирован. Или просто сильно «отстает» от других по значимости. А у вас, к примеру, именно данный канал – ведущий, и именно по нему вы транслируете основную информацию. Стоит ли удивляться, что вас не понимают? И не тупит собеседник, а просто не воспринимает информацию, подаваемую в таком виде.

Вы вроде бы «ясно» объясняете, а вас «не слышат»? Почти в прямом смысле не слышат, потому как вы передаете зрительные образы. «Показываете», а вас пытаются «слушать». А до вас «не доходит ответный отклик»? Или вы пытайтесь «осветить» проблему, а собеседнику куда привычней «раскладывать по полочкам».

Вначале это нужно осознать. Что это и есть причина затруднений. Затем определить ведущую модальность собеседника. Их может быть одна или две. И… подстраиваемся, стараемся перейти на модальность, привычную для «получателя информации».

Используйте слова и выражения, которые он воспримет. С визуалами используйте зрительные образы; с аудиалами – звуковые; с кинестетиками – осязательные, двигательные.

Допустим, ваш партнер – выраженный кинестетик? Который, так сказать, «не врубается?» Постарайтесь специально для него «разложить», «донести», «верно подать». Чтобы было «весомо», прямо-таки «осязаемо».

Попрактикуйтесь заранее в определении модальностей. Это делается просто в повседневном общении, при каждом удобном случае. И постепенно пробуйте переходить на разные модальности. Ненавязчиво, незаметно для окружающих… Кстати, это и должно быть для них незаметно. Единственное явное проявление – возросшее взаимопонимание.

Успехов в практике!

Автор: Александр Смирнов

Источник
Магия не хорошая и не плохая. Всё зависит от того, как ты её используешь.
  • Страница:
  • 1
Время создания страницы: 0.56 секунд
   
 

 

ЦЕНТР МИРОСЛАВЫ БУШ

МОСКВА                                     ТЕЛ.: +7(925)0-700-700