ГЛАВНАЯМИРОСЛАВА БУШМАГАЗИНФОТО АУРЫШКОЛА МИРОСЛАВЫ БУШФОРУМВИДЕОКОНТАКТЫ

Центр Мирославы Буш

тел.: +7(925)0-700-700



Добро пожаловать, Гость

История происхождения карт Таро
(1 чел.) (1) гость
  • Страница:
  • 1

ТЕМА: История происхождения карт Таро

История происхождения карт Таро 20/08/2012 15:58 #1

  • Ондарас
  • Вне сайта
  • Администрация
  • Постов: 8470
  • Репутация: 53
Предполагается, что игральные карты были заимствованы христианами с мусульманского Востока. Однако когда и как это происходило, до сих пор неведомо. Крестовые походы закончились в конце XIII века, а упоминания об игральных картах как одной из азартных игр появляются в Европе конце века XIV. Предполагают, что мусульманское влияние на азартные игры пришло к европейцам через сарацинскую часть Испании. Первое внятное историческое упоминание об авторской колоде – плата Жакмьену Григонье за три позолоченные и разнообразно украшенные колоды карт, нарисованные им для французского короля Карла VI.

Что же это были за карты – неизвестно. В Национальной библиотеке в Париже лежат семнадцать карт, приписываемые Григонье (хотя Стюарт Каплан считает их созданными в Венеции в XV веке), отождествимые со Старшими картами Таро или же изображениями колоды Мантенья (Дурак, Император, Папа, Влюбленные,Колесница и проч.).



Основной дошедшей до нас старейшей колодой является колода Висконти-Сфорца, названная так по семье ее обладателей: в ней есть традиционные четыре масти и 22 карты Старших арканов.

Предположительно, она была нарисована в середине XV века. Игровая функция первых колод Таро не подвергается ныне оспариванию: карты, которые мы называем Старшими арканами, играли роль постоянных козырей (кроме Дурака, которым можно играть вместо любой другой карты). Интересно то, что четыре карточные масти соотносились, по мнению Дж.Кемпбелла, тогда с четырьмя сословиями: мечи представляли знать, кубки - духовенство (через ассоциацию с чашей для причастия), монеты – купцов и горожан, а посохи – крестьян и слуг. Придворные карты Паж, Рыцарь, Королева и Король – условно обозначают четыре ранга аристократии в порядке возрастания власти. В дальнейшем названия мастей стали называться очень по-разному: были розы, желуди, колокола и прочие, пока в результате развития гравюрного дела и распространения карточного печатания не утвердились фигурки червей, бубен, пик и треф. Игры в тарок пользовались большой популярностью в Европе, особенно во Франции, Италии, Швейцарии, Бельгии, Фландрии. Достигли карты с переселенцами и Северной Америки, где в какой-то момент родился Джокер, потомок Шута Таро.

Возникновение карт Таро странным образом окутывается тайнами, несмотря на то, что история в общем и целом довольно ясна. По крайней мере известны приблизительно время (до декады) и место возникновения общего символического ряда, изображенного на картонных карточках и использующегося ныне в гадании. Хотя, конечно, оккультистам 18-19 века было приятно и полезно напустить дыма и окутать завесой тайн карты Таро – так было легче связать символы с другими мистическими символическими системами.

Что до символических карт Таро (называемых позже Старшими Арканами), то о них ничего не известно вплоть до 1420-х (к этому времени относятся упоминания о неких символических картах с изображениями животных), а скорее до 1440-х гг. Тогда символические карты становятся излюбленным развлечением при дворах итальянских владык. В 1450 новоиспеченный миланский герцог Франческо Сфорца написал письмо одному из своих подчиненных, дав ему в качестве особого задания закупить несколько пачек (тогда еще не колод) символических карт. В этом письме он различает игральные карты и символические (”козырные”), желая закупить простые игральные, коль порученец не найдет символических. Таким образом, типы карт хоть и различались, но все же использовались скорее для одного – развлечения. (В случае использования карт в “эзотерических” целях, герцог повелел бы закупить взамен тоже что-нибудь “оккультное”, а не игральные карты.) Так и сейчас есть карты “игральные” со всем известными мастями, а есть чисто символические с покемонами, героинями Sailer Moon, царями и царицами, даже колоды для особой игры Magic the Gathering. Также это поручение говорит нам о том, что символические карты были обычным товаром, а не предметом искусства, воплощением мистических опытов и предметом, доступным лишь избранным. Таким образом в конце 14 – начале 15 века Европа узнала игральные карты, а в северной Италии – Милане и Ферраре – появились карты символические. (Пытливый исследователь найдет в символах Старших Арканов излюбленные образы Итальянского Возрождения: Фокусника, Папу, Императора, Колесо Фортуны, Дьявола, Луну и Солнце…) Так и самые старые символические карты дошли до нас от времени правления герцога Миланского Филиппо Мария Висконти (1412-1447). Это колода Висконти-Сфорца, датируемая 1428-м годом. Она была изготовлена известным художником Бонифацио Бембо к свадьбе Бьянки Марии Висконти с Франческо Сфорца. На картах этой колоды нет не только букв еврейского алфавита или астрологических символов, но и названий карт и номеров. Это говорит нам о том, что во-первых, не было установленного порядка карт в колоде, во-вторых, что изображения были легко узнаваемы человеком того времени и социального слоя, так что не требовалось пояснений.

Существовали колоды с изображениями античных божеств как аллегорий или как астрологических символов (Амур, Бахус, Луна, Солнце, Венера, Сатурн, Юпитер). Встречаются олицетворения наук (Грамматика, Логика, Риторика, Геометрия, Математика, Музыка, Поэзия, Философия, Астрология, Теология) и покровители искусств (Урания, Хиромантия, Талия, Мельпомена, Полимния, Аполлон), социальные символы (кавалер, торговец, папа, ремесленник, император, нищий), общие знаковые понятия, важные для образованных людей того времени (Слон, Гидра), города (Рим, Каир).

Все дошедшие до нас карты 15 века происходят из государств Италии: Милана, Болоньи, Венеции, Феррары и Флоренции. В начале 16 века карты распространились во Франции. Где-то в 1530-е гг. появляется слово “тарокки”. Это слово относится к игре с обычными игральными картами (будущими Младшими Арканами) и символическими (будущими Старшими Арканами). Символические карты играют при этом роль “козырей”. Этимология слова, впрочем, не выяснена.

На самом деле неизвестно, какие еще цели, кроме развлекательным, мог преследовать художник, составивший набор из 22-х символических карт. Может быть он и был тайным мистиком или оккультистом, воплотившим какую-то доктрину в своем произведении. А может быть и нет. В то время существовали и другие наборы символических карт.

Так или иначе, этот набор выдержал испытание временем и в наши дни архетипический ряд Старших Арканов Таро является сложившейся символической структурой, работающим инструментом для гаданий, медитаций и даже психоанализа.

Заблуждение №1:
Карты Таро пришли к нам из Египта или Индии, от суфиев, катаров, каббалистов или мусульман, но истинное происхождение их покрыто завесой тайны.

Историческая правда:
Символические карты – предтечи карт Таро – появились в северной Италии в 15 веке. Первые экземпляры – раскрашенные вручную листочки плотной бумаги, использовавшиеся для развлечения при дворах знати.

Заблуждение №2:
Слово “Таро” произошло от египетского, иврита или латыни; это анаграмма; оно содержит в себе тайну самой сути этих карт.

Историческая правда:
Первоначально появилось итальянское название “тарокки” (”тарокко”). Оно означало колоду (и игру), состоящую из обычных игральных карт с четырьмя мастями и карт символических. В Германии игру называли “тарок”, во Франции – тарО. В любом случае это название возникает через лет 100 после появления самих карт.

Заблуждение №3:
Цыгане принесли Таро в Европу из Индии или Египта.

Историческая правда:
Эта идея была популяризирована в 19 веке Папюсом вне всяких исторических обоснований. Большинство цыганок традиционно гадали по руке, начали гадать на обычных игральных картах лишь в 20 веке, а к Таро вообще отношения не имели.

Заблуждение №4:
Обычная игральная колода из 52 карт произошла от Младших Арканов карт Таро. От Старших арканов остался лишь Шут – Джокер.

Историческая правда:
Игральные карты пришли в Европу из исламских государств, возможно из мусульманской Испании. Они быстро распространились по городам Европы в конце 14 века. Первые карты имели масти чаш, мечей, монет и палок (европейцы сделали их жезлами или посохами). Фигурные карты составляли король и два его вассала. Таро добавило Дурака, “козыри” и королев к этой системе. Около 1480 года французы превратили обычные уже масти в черви (сердца), трефы (палки), пики и бубны (алмазы). Первоначальные масти есть в итальянских и испанских колодах.

Джокер появился впервые в Соединенных Штатах около 1857 года, как дурная карта в покере и высший козырь в юкере (тоже такая карточная игра). Непохоже, чтобы он вел свое происхождение от Шута карт Таро. Хотя символ налицо.

Заблуждение №5:
Элифас Леви первым приписал картам Таро буквы еврейского алфавита в 1835 году.

Историческая правда:
Граф де Мелле первым соотнес карты Таро и буквы еврейского алфавита в 1781 году, написав статью для графа де Жебелена в его “Первобытный Мир” (Le Monde Primitif). Последний развил эту идею в собственном сочинении.

Заблуждение №6:
Преследователем Таро оказалась Церковь, как Католическая, так и Протестантская. Обе запрещали карты и те, кто ими пользовался были приравнены к еретикам и пособникам дьявола.

Историческая правда:
Таро ни разу не было объявлено инструментом ереси. Многие издатели карт занимались публикацией как игральных карт, так и символических карт религиозного содержания. Игральные карты иногда запрещались наряду с другими азартными играми. Таро в отдельную группу не выделялись. После Реформации в протестантских землях стали непринятыми карты Таро “Папа” и “Папесса”, и их стали называть по-иному.

Заблуждение №7:
Карты Таро изначально использовались для прорицания, магии, обучения оккультным доктринам и пр.

Историческая правда:
Письменные источники говорят нам о том, что Таро чаще всего использовалось для игры, схожей с бриджем. Игра была популярна по всей Европе на протяжении нескольких столетий, и по сей день в нее играют во Франции. Поэты также использовали названия символических карт для создания приукрашенных стихотворных портретов придворных дам – жанр назывался “tarocchi appropriati”. Также эти карты вполне могли использоваться и для других нужд. В 1589 году в Венеции был вынесен приговор по обвинению в колдовстве, где, помимо всего прочего, фигурировали карты Таро. Кроме этого, никаких магических ассоциаций с картами Таро не было вплоть до 18 века.

Заблуждение №8:
Карты Таро не использовались для гаданий до Эттейлы и де Жебелена, то есть примерно до 1781 года.

Историческая правда:
Карты Таро использовались с 16 века для стихотворного описания черт характера (tarocchi appropriati). Сохранились упоминания об использовании карт Таро для предсказаний в Болонье, около 1700 г. Но и обычные игральные карты иногда ассоциировались с гаданиями, потому нет никаких причин, чтобы Таро не использовались в этих же целях. Начиная с сочинений Эттейлы 1790-х гг. Таро и его колода уже прочно ассоциируются с мантикой.

Заблуждение №9:
В оригинальном Таро нет ни тени алхимической или герметической символики.

Историческая правда:
Это открытая тема. Помимо того, что символы карт Таро представляли собой важные архетипы культуры Итальянского Ренессанса, они могли быть специально насыщены мистическим смыслом (возможно, в некоторых колодах). Все-таки Итальянское Возрождение было временем возросшего интереса к тайным наукам античности, неоплатонизму, астрологии, пифагорейской философии. Вполне возможно, что отдельные мастера и вкладывали особый мистический смысл в символику тех или иных колод символических карт. Вспомним, что магические науки в то время преподавали в университете в Саламанке, а астрологию изучали и в Кракове.

Заблуждение №10:
Карты Таро были принесены в Европу тамплиерами с Востока. Они же и несут символику этой христианской ереси. Доказательством тому – присутствие карты Дьявола и отсутствие карты Иисуса Христа.

Историческая правда:
Игральные карты действительно были привезены в Европу из мусульманского мира (который тогда был и на Западе – в Испании). Но ничего особенно тамплиерского в символике Таро нет. Фигура Дьявола была обычной для обще-христианской иконографии. В то время как фигуры Христа, Бога – Отца или Богоматери являлись сакральными символами, непригодными для игр (Как вы себе это представляете: “Бью Вашего Христа!”, “А на вашего Бога-Отца – у нас Любоффь имеется”, “Бьем Деву Марию Рыцарем с Пиками”?)

Заблуждение №11:
Карты Таро всегда были столпом западной оккультной традиции.

Историческая правда:
Карты Таро стали столпом западной оккультной традиции с легкой руки графов – французов Жебелена и Мелле в 1781 году.

Заблуждение №12:
Карты Таро ведут свое происхождение из Египта и с тех пор стали частью западной оккультной традиции.

Историческая правда:
Эттейла первым придумал идею египетского происхождения карт Таро. Ему принадлежит видение египетских золотых скрижалей т.н. Старших Арканов. Он и свою колоду старался рисовать “под Египет”. Отсюда пошли в колоды последователей сфинксы (в карте “Колесница”), например. Ничего истинного в этом нет – просто тогда начиналась мода на Египет (прерванная Французской революцией, но возобновившаяся с походом Наполеона в Египет.)

П. Христиан в своей “Истории магии” описывает ритуал посвящения в египетские мистерии, в котором особую роль играли изображения, схожие с картами Таро: “Эти двадцать две картины располагались попарно, друг против друга. Проходя мимо двадцати двух картин галереи, посвященный получал наставление от жреца.”

Заблуждение №13:
Истинная суть карт Таро была знакома и потому заново открыта великими деятелями (Э.Леви, Папюсом, Кроули, Уэйтом и др.).

Историческая правда:
На рубеже 20 века сформировались т.н. “французская” оккультная традиция Таро (Элифас Леви и его последователи) и “английская” (выходцы Ордена Золотой Зари – Маттерс, Кроули, Уэйт). Трактовки и смысловые системы этих традиций были сформулированы и имели особенный смысл в рамках их узких орденских традиций. Для непосвященного (в хорошем смысле слова) человека карты, напичканные многочисленными символами оказывались отягощенными смыслами других, чуждых систем.

Заблуждение №14:
Слово “Таро” надо писать заглавными буквами “ТАРО”

Историческая правда:
По нормам русского языка название можно писать с заглавной буквы, но поскольку “Таро” – это не аббревиатура, то писать все слово заглавными буквами не стоит.
Магия не хорошая и не плохая. Всё зависит от того, как ты её используешь.
Спасибо сказали: Инга

История происхождения карт Таро 20/08/2012 15:59 #2

  • Ондарас
  • Вне сайта
  • Администрация
  • Постов: 8470
  • Репутация: 53
Легенда об изобретении Таро

Около 1420 года, некий молодой аристократ, связанный с Миланским двором (хотя, возможно, не член семьи) был полон намерения создать новую форму развлечения с картами. Мы можем описать его как молодого мужчину, возможно, не имеющего серьезного академического образования, но легко чувствующий себя в образованных кругах, и развлекающий общество своим остроумием и колкими замечаниями. Возможно, также, что он был университетский ученый или молодой кавалер, который имел склонность к развлечениям и видел много неправильного в обществе, в котором жил.

Он любил карнавальные процессии, имел комплект рисунков Петрарки и знал Данте (может быть, никогда не читал его целиком), и немного классические мифы. Он резко критиковал власти мира, папство за коррупцию и Священную Римскую Империю как неэффективную марионетку германских принцев. У него было развитое воображение, и его привлекали апокалиптические пророчества, магические тайны, спрятанные в многочисленных преданиях, и тому подобное.



В его воображении возникла идея положить аллегорические фигуры в основу карт так, чтобы настольная игра стала похожа на мир: поле битвы, где встречаются великие правители, бушующие страсти, мирские добродетели, а также ангелы, дьяволы, и звезды, и планеты – и все двигаются в бесконечном танце. Чем больше он обдумывал идею, тем больше увлекался грандиозными возможностями создания такой игры, которые, кажется, он способен реализовать. Тщательно выбирая символы, определяя правила для каждой аллегорической фигуры в сравнении с остальными, он понял, что можно многое рассказать языком картинок. Размах проекта вскоре стал еще более космическим и абстрактным. Части всего должны будут входить в него, от простого человека до сферы неба. Так руководствующим принципом стала космография, но он не мог оставить без внимания театральность и поэтику, показ парада фигур,- и так он задумал нечто похожее на творение Данте, где уровни космоса посещаются в определенной последовательности, и на каждом уровне сталкиваешься с необходимостью привыкания к нему, чтобы затем продолжать путь.

Сферы космоса воспроизводятся больше в согласии с их последовательностью для человека, чем согласно их физическим характеристикам. Возможно, что такие мысли привели его к идее добавить скромного шута, клоуна, как патетического участника космографической одиссеи, который, внезапно появляется везде, и всегда во власти своего окружения. Возникает вопрос: как много карт-аллегорий должно быть? 6, 7, 10 – все знаковые числа, но слишком мало. 21 – вот, прекрасно. Это произведение двух магических чисел, 3 и 7, и также триангулярное число 1+2+3+4+5+6. Это также число комбинаций набора костей, и еще множество других взаимосвязей.

Теперь главный план обрел ясную форму: человеческий мир с их правителями; затем аллегории сил, которые доминируют над их жизнями – несколько тиранические, несколько полезные. Затем, как у Петрарки, силы смерти и разложения, которые являются величайшими в материальном мире, по крайней мере, в их циничном понимании. По ту сторону, однако, находятся вечные небеса: Луна, Солнце, и Звезды; Ангелы и Бог.

Затем появились детали. Он добавил и провел параллели с мастером церемоний, королем карнавала, уличным торговцем, фигляром. Это был выбор, который восхитил его. Он не только предполагает расположение в начале лестницы власти, но составляет прекрасную противоположность шуту – и, также, он должен быть типичным человеком, низшим звеном в цепи, перед продвижением к другим фигурам власти. Да, место отверженного с жезлом – хорошее место для старта. Возможно, он даже видел себя в его характере. Для следующих правителей мира, он применил некоторую неортодоксальную философию или личный каприз, давая Императору и Папе Римскому женские противовесы. Может быть, это имело политические или теологические основы, точное значение которых было утрачено в последующих поколениях, но нет сомнений в непреложности и необратимости этого, и, может быть, он заметил некоторые иронические перспективы. Думая о составлении триад, он разместил Папу Римского над парой Император и Императрица, возможно имперского марьяжа? В то время, как в Папесса составляет марьяж с надутым шарлатаном и глупцом!

Он уже знал, как он намерен обращаться с картой Смерть. Это самый восхитительный пункт в его космографической драме. Время (Старик) предшествует Смерти, естественнно и достаточно, но между ними, наш дизайнер вставляет Изменника, повешенного на одной ноге. Так его комментировали на рисунках папской пропаганды. Ирония заключается в том, что замученный изменник вскоре перейдет в трансцендентный мир, его душа поднимется над Папой и политиками. Он предатель земных условностей, но не небесных. Да, Изменник приговорен за совершенное преступление к смерти, и с картинами, которые возникают в воображении он поднимается в космос. После Смерти приходит Дьявол, который должен лицезреть душу перед окончательным ее расставанием с границами мира. Следующий и окончательный пункт на пути в Небу – это сфера огня, которую глупый библейский народ попытался достичь гордым строительством башни. Теперь, оставляя позади сферу огня, злоба и затаенная обида на мир совсем растворяются. Далее появляются небесные сферы, затем Гавриил, Ангел Последнего Суда, который один провозглашает окончательный вход в Царство Бога.

Наш парень, изобретатель Таро, сохраняет счет, и 15 карт-аллегорий уже были на месте. Осталось разместить 6 добродетелей и мирских желаний. Начав с мирских желаний, и отдавая дань Петрарке, Любовь стала картой над Папой Римским. Можно увидеть также Умеренность или Целомудрие как карту над Любовью. Он решил, что добродетели должны появляться в каждой третьей позиции. Так, после Любви пришла Война, в виде триумфальной Колесницы. У Петрарки аллегорическая картина представляет женское целомудрие на колеснице, но наш миланский дизайнер решил, вместо этого, использовать военного. Теперь пришло время для добродетелей. Он поставил карту Справедливость, естественно, выше над марьяжем Любви и Войны. Дамой Фортуна нельзя было пренебречь. Он колебался, где ее место перед или после Времени, но решил, что после, поскольку Фортуна – Императрица мира, и нужно ее поместить ближе к силам мира, насколько возможно. Тройственная структура требовала еще одну добродетель между Фортуной и Изменником, и там была вставлена аллегорическая карта Сила. Задача была почти решена. Но нужно сделать еще немного дополнений для завершения комплекта колоды. Были еще две добродетели, Умеренность и Скромность, которые должны быть размещены. Но у нас уже и так 20 карт! От чего-нибудь надо отказаться. Он не мог расстаться с Шутом, или четырьмя правителями с их обозначенным символизмом. Любовь над Папой Римским, и эта любовь/война слишком хороший замысел, чтобы от него отказаться. Изменник также слишком дорог его сердцу, снова с оригинальным символическим значением. Смерть? Дьявол? Они должны остаться. Карты Фортуна и Время имеют слишком глубокое значение, чтобы их потерять. Огонь – кульминационная точка пути, который начинается с Изменника – также должен остаться. Не было выбора. Но одна добродетель должна быть отброшена. Скромность наименее интересна из всех добродетелей – и, в результате, она отброшена. Карта Умеренность теперь находилась в позиции 14, над картой Смерть, завершая триаду. Отлично! Продолжая разработку карт, он признает, что обычно Дьявол выше над Умеренностью. Снова считая по три, он решает расположить Звезду внизу под Солнцем и Луной, так как Солнце и Луна,- очевидно, пара, и, следовательно, Луна не может смотреться как вершина треугольника. Это также было сделано! Теперь существует порядок увеличения света от Звезды к Луне и к Солнцу, приводящий к излучению Неба. И Звезда теперь символизирует вход в небесные пределы. После небольшого раздумья, Звезда стала иметь двойной смысл: как икона бессмертной души, и подходящая аллегорическая карта, глава триады, поднятая выше над Дьяволом и Огнем.

Изобретение карт стало для него нешуточной головоломкой, но все вышло отлично. Любовь дизайнера к аллегориям, его космографические амбиции, его чувства и способности, его нумерологическая проницательность, и даже его политические воззрения и иронический юмор были мастерски согласованы и интегрированы в карты. Теперь он уверен, что нет лучшего пути сложить все вместе. Он составил колоду новых карт и пустил в обращение среди своих друзей. Игра стала быстро популярной и была принята даже при дворе. Скоро картографы отпечатали их по заказу. Появились суждения, что карты слишком странные. Почему Папесса не следует рядом с Папой, как Императрица за Императором? И почему добродетели не вместе? Почему Умеренность над Любовью? В своей непосредственной сфере влияния наш герой был способен убедить критиков несколькими смелыми шутками о важности чисел 3 и 7, и о других краеугольных камнях его концепции. Популярные карты стали появляться в разных городах Италии. В Ферраре критики провели реорганизацию карт: поставили ударение на библейскую тематику и Страшный Суд, ликвидировали небольшую непочтительность к месту Папессы. В Болонье, исходный образец дальше упрощался, собрав все добродетели вместе и создав множество проблем, которые остались без внимания, и возможно даже прошли незамеченными, так как карты были впервые пронумерованы спустя несколько десятилетий. Ангел выдвинулся вперед, показывая ясный разрыв с первоначальной концепцией. Таро Болоньи наследовала Флоренция, где окончательно отодвинули Папессу дальше от политических коллизий, и это также отодвинуло Таро еще на один шаг дальше от миланской модели. Таким образом, когда Таро двинулось на юг, оно многое потеряло в своей концептуальной целостности, хотя приобрело стильность.

Ирония в том, что оригинальный замысел карт миланского дизайнера (или очень близкий к нему) сохранился во Франции, где никто не обратил внимание на логику символики. Тогда как итальянцы отдалились от оригинального авторского замысла, во Франции целая система символов была скорее иностранная, поэтому они “шлепали” без изменения число и титулы на картах для облегчения игры.

Источник
Магия не хорошая и не плохая. Всё зависит от того, как ты её используешь.
  • Страница:
  • 1
Время создания страницы: 0.95 секунд
   
 

 

ЦЕНТР МИРОСЛАВЫ БУШ

МОСКВА                                     ТЕЛ.: +7(925)0-700-700